Турбийон как роскошь

Создать точный механизм наручных часов  - это задача невыполнима. Все потому, что так или иначе на элементы часов действует сила трения и воздействует гравитация. Именно гравитации решил кинуть перчатку вызова на дуэль Авраам Луи-Бреге – часовщик с действительно громким именем. Побороть гравитацию он решил еще в самом начале 19 века – именно тогда он создал механизм, который запатентовал под названием Tourbillon Regulateur в 1801 году. С тех пор часовщик успел продать 35 часов с авторским механизмом и в 1823 году он умер. Сложность механизма турбийона намного опередила время – так можно объяснить небольшой спрос за жизни автора. Но есть мнение, что турбийон – это скорее игрушка, чем полезный механизм. Что ж, об этом по порядку.

 Борьба за точность хода часов – это вечная задача часовых мастеров во все времена. И если сейчас задача предстоит в том, чтобы побороть мелкие погрешности механизма, то раньше мастерам приходилось думать о том, как сохранить хотя бы примерную точность карманных или наручных часов. Кстати именно с карманных началась история турбийонов. Сложный механизм, который Бреге долго изобретал, нужен был изначально именно карманным часам, которые хоть и были почти всегда в вертикальном положении, но в кармане владельца постоянно наклонялись то так, то эдак. Именно тогда появилась проблема – изменения положения хода существенно влияли на точность хода механизма, поскольку баланс смещался относительно геометрического центра и изменял таким образом амплитуду движения. Интересно, что разнонаправленные наклонности часов могли взаимокомпенсировать погрешности,  но в реальности часы больше лежали, наклонены в одну сторону, а поэтому сбивались. Луи-Бреге решил использовать на пользу свойство компенсации погрешности. В упрощенной системе это выглядит так: если положить часы на одну сторону ровно на минуту, а потом на другую, то такие воздействия компенсируют друг друга. В реальности никто не будет так делать, именно поэтому и был придуман турбийон, который с помощью механики совершает такие действия.

Турбийон Бреге был в форме небольшой платформы, в центре которой был баланс. Платформа совершала обороты вокруг оси – один полный оборот за минуту. Таким образом, часы не были точны ни в один из моментов, но маленькие неточности компенсировали друг друга, а, следовательно, чем больше часы меняли положение, тем точнее шли. Устройство турбийона было очень сложное, а поэтому такие часы сразу стали привилегией богатых. Часы изготавливались на заказ вручную. Да и не многие мастера могли воссоздать такой механизм.

Кстати, даже сегодня туурбийон считается сложным механизмом. Поэтому модели с турбийонами можно купить в лучшем случае за несколько десятков тысяч долларов. Следовательно, и не все производители берутся за их изготовление – в мире около 20 компаний, которые производят турбийоны. Среди них Breguet, Cartier, Patek Philippe, Blancpain, Zenith, Omega, Silberstein, Antonio Prezuiso, Franck Muller, Vacheron Constantin, Ulysse Nardin, Audemars Piguet, IWC, Girard-Perregaux, Parmigiani, Daniel Roth. Некоторые модели этих марок стоят около миллиона долларов.


Турбийон в часах состоит из около 80-ти частей, каждая из которых весит меньше грамма и производится из особенных сплавов металлов. У разных производителей разные турбийоны со своимы модификациями. Например такие: турбийон совершает один оборот за 30 секунд а не за минуту, или наоборот – за 4-5 минут. В большинстве случаев работу турбийона можно смотреть на циферблате – механизм зачастую оставляют открытым. Эффектное зрелище движения большого количества маленьких деталей не оставит никого равнодушным.

Но некоторые эксперты в часовой отрасли считают, что кроме эффектности турбийоны часам не дают пользы. И на это у них свои аргументы – энергия для вращения турбийона берется у баланса. От этого формальная вредоносность присутствует. Кроме того, сам создатель турбийона утверждал, что в горизонтальном положении его действие бесполезно. Так или иначе, точность хода механических часов с турбийоном приблизительно +6 – 4 секунды в сутки, что уже для механики неплохо, но кварцевые механизмы все равно пока точнее.

Как вывод можно сказать, что турбийон – это хотя и дорогое удовольствие, но его наличие в часах владельца свидетельствует об умении ценить настоящее искусство часового дела.

Интернет-магазин часов “Protime" ул. Нижний Вал, 33, г.Киев, Украина
Осуществляем доставку по Киеву, Днепропетровску, Харькову, Одессе, Львове, Запорожье, Кировограде и других городах Украины.