Спусковое устройство в часах – это
прибор, который нужен для передачи энергии часам от заведенной пружины. До
существования батареек маленьким наручным и карманным часам нужен был свой
источник энергии. Такой заменой стала пружина. Как более ста лет назад, так и сегодня
пружины передают свою энергию с помощью спуска – механизма, который импульсно
ее высвобождает.
Часто спусковое устройство сравнивают с сердцем ведь именно благодаря спуску часы мостоянно идут, хотя правельнее было бы назвать сердцем саму пружину, которая дает часам жизнь. В любом случае, важность правильной работы спуска на лицо – от него зависит преобразование энергии в ход часов и соответственно индексацию времени.
Работу спуска мы слышим - это то тиканье, которое не останавливается в часах.
На протяжении столетий было создано
множество спусковых механизмов. Многие из них существовали лишь в одном
экземпляре, а некоторые продержались очень долго. Во многом технологии
изготовления спусков зависели от развития науки, производства металлов и
компонентов. Некоторые из них даже до конца 20 столетия считались тяжелыми для
воплощения в жизнь. В этой статье упомянем самые распространенные виды спусков
в прошлом.
Шпиндельный ход считается родителем всех спусков. Его изобрел голландский ученый Гюйгенс и применял в маятниковых часах. По его же проекту были изобретены часы переносного типа, и почти неизменным шпиндельный ход просуществовал всё столетие. Основным его недостатком являлся откат колеса хода. Это существенно влияло на точность времени. Такой дефект вскоре начали активно устранять французские, а с ними и английские мастера. Улучшить шпиндельный ход не представлялось возможным, а поэтому часовщики быстро изменили традицию использования спускового механизма.
Таким образом,
на замену пришел цилиндровый ход. Томас Томпион, его автор, смог
устранить проблему с откатом ходового колеса. Активное применения цилиндрового
спуска началось с 1725 года, когда его доработал англичанин Георг Грэхем.
Кстати, именно Грэхема чаще называют автором этого спуска. И хотя механизм
придуман англичанами, его чаще использовали во Франции.
Похожая судьба
была у дюплекс-хода. Его изобрели французы, а применялся он чаще в
Англии. Окончательная простая форма дюплекс-хода была изобретена Пьером Леруа.
Он заменил два колеса на одно и совместил на нем зубцы, которые раньше были на
двух колесах хода. Первое массовое производство часов с таким спуском произвела
копания Waterburry, выпустив дешевые часы в США.